Сообщение об ошибке

  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).
  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).
  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).
  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).

М.Толеген: Повышение конкурентоспособности и качества казахстанского образования и науки – ключевые направления новой государственной программы развития образования и науки РК

На днях Постановлением Правительства Республики Казахстан принята «Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы», разработанная Министерством образования и науки Республики Казахстан.

Данный стратегический документ, обозначивший основные приоритеты в области национального образования на ближайшие 5 лет, является весьма востребованным в условиях изменений, происходящих в нашей стране.

Все государства мира едины сегодня в понимании того, что качественное образование – главный инструмент и залог роста, развития национальной экономики и культуры страны. Именно на достижение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования, повышение его авторитета в мировом образовательном пространстве нацелена новая госпрограмма. Ее основные акценты - доступность и высокое качество образования; преемственность и непрерывность обучения, профессиональной подготовки на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями; интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся на основе общечеловеческих ценностей.

Модернизация национальной системы образования позволила на современном этапе продвигаться дальше, решать более сложные и глобальные задачи, позволяющие приблизить отечественную систему образования к мировым стандартам. Не случайно Глава государства К.К.Токаев отметил: «... сохраняя лучшие традиции отечественной системы образования, мы, тем не менее, не должны стоять на месте. Система образования должна находиться в поиске, постоянно развиваться. Поэтому главная надежда возлагается на учителей, способных воспитать поколение, открытое всему новому и прогрессивному».

Новая госпрограмма развития образования и науки РК - это закономерный итог огромной работы, проведенной на предыдущих этапах Министерством образования и науки РК. Анализ текущей ситуации, SWOT-анализ в госпрограмме показывают, что в течение последних трех лет в системе отечественного образования произошли глобальные изменения, затронувшие все ее уровни: от дошкольного образования – до высшего и послевузовского. Идея реформирования образования нашла отражение в ежегодных Посланиях Главы государства, основных программных документах Правительства Республики Казахстан, Министерства образования и науки Республики Казахстан. Основой проводимых реформ явилась задача создания благоприятной развивающей обучающей среды, в которой личность может реализовывать свои индивидуальные особенности и потребности, проявлять интеллектуальный и творческий потенциал, развивать востребованные компетенции. В соответствии с этим важнейшими направлениями образовательной политики стали: развитие дошкольного образования; пересмотр и обновление содержания образовательных программ и форм подготовки педагогов в контексте обновленного содержания среднего образования, с учетом опыта Назарбаев Интеллектуальных Школ; привлечение бизнеса в сферу образования; создание условий для инклюзивного образования; проектирование научно-методического образовательного пространства как коллаборативной образовательной среды; реализация трёхъязычия; внедрение новой системы аттестации педагогов и оплаты их труда, развитие системы дополнительного образования и др.

В системе высшего и послевузовского образования также произошли немаловажные изменения. За последние несколько лет значительно вырос объем госзаказа на подготовку кадров, в том числе, магистров и докторов PhD. Увеличилось количество образовательных грантов, выделяемых за счет средств МИО. Расширен доступ к высшему образованию, следствием которого явилось сокращение оттока студентов в зарубежные страны. Одним из важнейших направлений реформирования стало предоставление автономии и расширение самостоятельности университетам, давшее, с одной стороны, возможность укрепления их конкурентоспособности; предоставления образовательных услуг на основе собственной управленческой, кадровой, академической политики и пр., с другой стороны, обеспечивающее повышение социальной ответственности университетов за результаты своей деятельности, качество подготовки специалистов. С 2019 года каждый вуз имеет возможность получать лицензию на ведение образовательной деятельности по конкретному направлению подготовки кадров, в рамках которого может самостоятельно реализовывать уникальные, востребованные для своего региона образовательные программы.

Сегодня большие изменения предусмотрены и в сфере науки, так как основной целью новой государственной программы является развитие интеллектуального потенциала науки; модернизация научной инфраструктуры и цифровизация науки; повышение востребованности научных разработок и интеграция в мировое научное пространство.

Понимая актуальность и своевременность задач, поставленных новой государственной программой развития образования и науки страны, ВКГУ имени С.Аманжолова определил для себя в качестве основных задач обеспечение высокого качества академической и научно-исследовательской деятельности, достижение конкурентоспособности выпускников на рынке труда, основываясь на принципах предоставленной вузам академической свободы. Так, университет реализует востребованные образовательные программы. На данный момент подготовка осуществляется по 59 образовательным программам бакалавриата, 39 – магистратуры и 12 – докторантуры. Все образовательные программы обновлены с учетом современных требований и трендов инновационного развития страны и региона.

Разработке актуальных образовательных программ предшествует осуществляемый совместно с Палатой предпринимателей ВКО, партнерами-работодателями постоянный мониторинг востребованных для региона специальностей. Основным критерием при этом является учет динамики и перспектив развития отраслей экономики и социальной сферы, тенденций рынка труда, потребностей работодателей, образовательных запросов населения, возможностей трудоустройства выпускников, которая в 2019 году составляет по университету 98%, что в настоящее время соответствует целевым индикаторам и показателям госпрограммы.

Глубокий анализ госпрограммы и правильно поставленные задачи, подкрепленные целевыми показателями, позволят достичь поставленных целей и задач:

1. обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование;

2. сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися;

3. обеспечить безопасную и комфортную среду обучения;

4. внедрить обновленную систему оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших практик;

5. обеспечить преемственность и непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями;

6. обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся;

7. оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой;

8. увеличить вклад науки в социально-экономическое развитие страны;

9. укрепить интеллектуальный потенциал науки и др.

Следовательно, индикативные показатели, определенные ГПРОН до 2025 года, позволят решать ключевые задачи развития системы образования и науки для повышения ее конкурентоспособности и соответствия лучшим практикам стран ОЭСР.

М.Толеген, ректор ВКГУ имени С.Аманжолова, профессор, к.ю.н., доктор философии PhD, академик Академии педагогических наук РК

 

Русский
× You found a Typo